>
Логотип

Как выучить английский язык самостоятельно

В наше время в Интернете есть почти всё. Можно скачивать классные учебные пособия, фильмы, мультики, книги, подкасты и радиопередачи на английском языке. Такое разнообразие радует, но и сбивает с толку. Рекомендую быть последовательными и не пытаться учить всё сразу, а иначе запутаетесь и через две-три недели не будете знать за что именно браться. В этой статье будет много конкретных примеров и минимум "воды".

Советы по самостоятельному изучению английского:



1) Составьте график занятий, куда можно будет записывать сколько минут вы позанимались. Вот пример графика на понедельник, среду, пятницу и отработку времени в субботу, если не успели достаточно позаниматься в предыдущие дни.  Если в понедельник, например, вы не успели позаниматься 15 минут, а в пятницу 30 минут, то 45 минут переходят на субботу.
Без этой, казалось бы, мелочи будет сложно, т.к. если нет регулярных занятий с учителем, то это хотя бы какая-то мотивация и самоконтроль. Рекомендую заниматься языком, как минимум, 1 час в день 3 раза в неделю, если вы работаете, а если нет, то 2-3 часа каждый день.

Кроме того, необязательно заниматься только дома. Имейте все необходимые материалы с собой, чтобы при появлении времени в ожидании кого-то или чего-то вы могли бы моментально приступить к выполнению заданий. Может быть даже есть смысл распечатать 2 экземпляра необходимых материалов; один для дома, а другой для работы. Обязательно записывайте сколько времени вы затратили, чтобы видеть свои достижения.

Очень важно не делать перерывов в обучении. Понятно, что бывают дни когда нет времени на английский, но верю в то, что график поможет.

2) Выберите основное пособие и учитесь по нему от начала до конца. Рекомендую Cutting Edge (издательство "Longman"). В нём содержится актуальная проверенная информация от простого к сложному. Содержание учебника представляет собой хороший план обучения. Пособие должно помочь научиться слышать слова и выражения, читать и писать, неплохо понять грамматику и расширить словарный запас. Оно помогает изучить все аспекты языка кроме говорения. А для этого вы можете записаться ко мне на занятия, чтобы получить возможность регулярно общаться и оценивать свои достижения.

В пособии 6 уровней сложности:
-
Starter (A1),
-
Elementary (A1-A2),
-
Pre-Intermediate (A2-B1),
-
Intermediate (B1-B1+),
-
Upper Intermediate (B1+-B2),
-
Advanced (C1)
Пособие по английскому
Как выбрать уровень сложности Cutting Edge?

3) Пройдите один из тестов:
- простой тест - займёт около 15 минут и всё посчитается автоматически
- специальный тест - займёт 70-90 минут и придётся считать баллы вручную. Но он гораздо точнее и создан специально для выбора одного из 6-ти пособий серии "
Cutting Edge".

Если не уверены в выборе, то пройдите оба теста. Эти же тесты помогут вам отследить свои достижения. Это важно, если вы решили учить английский без репетитора самостоятельно, не выходя из дома.

Если учебники вы принципиально не любите, то, тем более, обращайтесь ко мне, т.к. моя программа обучения содержит минимум теории и максимум практики.  

4) Используйте Essential Grammar In Use (издательство Cambridge), если нужна грамматика в более наглядном виде. Это самое лучше издание из мне известных.
Пособие по английскому
Если чего-то в этом учебнике нет, то оцените справочник на моём сайте.

5) Учите слова, которые встречаются в рамках изучаемых учебных материалов, а не все подряд из какого-нибудь телефонного приложения, в котором могут предложить слова из первой тысячи популярных слов, а могут подсунуть слова из пятой или седьмой тысячи. Лучше подберите другое приложение, если вы заметили такие странности.

Также не нужно учить сначала слова на букву "
A", затем на букву "B", "C", "D" и так далее. Это очень затратно и неэффективно. Мы запоминаем слова, с которыми мы сталкивается регулярно, а те слова, с которыми мы встречаемся редко или вообще никогда, отодвигаются нашим мозгом в какие-то дальние уголки памяти, пока они совсем не исчезнут. Поэтому нет смысла тратить на них столько же времени, сколько и на те, что постоянно встречаются. Есть, конечно, и такие слова, которые один раз встретил и сразу запомнил. Вот вам шуточная демонстрация того как иногда работает наша память. 
Для того, чтобы лучше понять какие слова учить и сколько их нужно знать вы можете прочитать мою статью "Какие слова учить и сколько их нужно знать".

6) Cлушайте аудио-файлы, которые прилагаются к учебному пособию, а иначе будете произносить 30-50% слов неправильно. Если материал хороший, а аудио нет или не предусмотрено, то обязательно используйте словарь с транскрипцией и научитесь с ней работать, чтобы было понятно как правильно читать английские слова и где ставить ударения. Например:

Hello. I’m Andy Jones.
hɛˈləʊ. aɪm ˈændi ʤəʊnz.

I’m a university student.
aɪm ə ˌjuːnɪˈvɜːsɪti ˈstjuːdənt.

This is my father.
ðɪs ɪz maɪ ˈfɑːðə.

He’s an airline pilot.
hiːz ən ˈeəlaɪn ˈpaɪlət.

This is my mother.
ðɪs ɪz maɪ ˈmʌðə.

She’s a graphic designer.
ʃiːz ə ˈgræfɪk dɪˈzaɪnə.

And this is my home.
ænd ðɪs ɪz maɪ həʊm.

It’s eight o’clock.
ɪts eɪt əˈklɒk.

Andy! Andy! Get up!
ˈændi! ˈændi! gɛt ʌp!

Для получения транскрипции целых фраз и предложений, а не только слов, можно воспользоваться, вот таким замечательным - онлайн-инструментом -
tophonetics.com/ru/

7) Записывайте то, что слышите. Это очень полезное упражнение поскольку, таким образом, вы активно, а не пассивно, отрабатываете навыки восприятия речи на слух, лучше запоминаете слова, глубже понимаете грамматику, улучшаете орфографию и пунктуацию. Можно писать в тетрадке.

Конечно, было бы удобнее, если бы к каждому учебному пособию прилагался бы лист для записи с подсказками и разной длиной полос как в моих упражнениям:

__________. ______ Andy.
_____ __ university ______________.
This ____  ____ ____________.
________ ____ airline __________.


Но и простая запись в разлинованной тетради тоже сгодится.

8) Улучшайте произношение, повторяя, например, за профессиональными дикторами из Cutting Edge или за дикторами из Educational Report.
Это нужно делать обязательно, если нет преподавателя. Правильное произношение нужно развивать, чтобы ваш собеседник мог бы вас хорошо понимать. Вы также можете посмотреть другие видео "Education Report".

9) Пробуйте анализировать текст и обращайте внимание на:

a) порядок слов в предложении
Например, в английском можно сказать так:
1. The boy goes to school every day.
2. Every day the boy goes to school.

В русском языке вариантов будет больше:
1. Мальчик ходит в школу каждый день.
2. Мальчик ходит каждый день в школу.
3. Мальчик в школу ходит каждый день.
4. Мальчик каждый день ходит в школу.
5. Каждый день мальчик ходит в школу.
6. Каждый день ходит мальчик в школу.
7. Каждый день в школу ходит мальчик (а не девочка, например).
8. Каждый день мальчик в школу ходит (а не ездит, например).

Получается, что когда мы хотим сказать что-либо по-английски, то вариантов построения предложения будет 1-2 в отличие от нашего языка. Необходимо научиться эффективно пользоваться этой особенностью. Это очень удобно и скоро вы заметите, что предложения в английском языке строятся по примерно одним и тем же алгоритмам или сценариям. Например:

- The boy goes to school every day.
- The girl goes to school every day.
- The girl comes to school every day.
- The girl comes to work every day.
- The girl comes to work every week.
- The girl comes to the office every week.
- The girl comes to the office every Monday and Wednesday. и т.д.

b) временные формы
В первую очередь рекомендую освоить 5 форм:

1. Present Simple (она также называется Present Indefinite). Например:
The boys go to school every day. или The boy goes to school every day.
Эта форма применяется, если речь идёт о действии, которое выполняется на регулярной основе, например, "
every day".

Кроме того, к этой же временной форме относятся предложения, в которых есть  простые формы глагола "
be": am, is и are. С их помощью описываются состояния. Например:
I am at school. или The boy is at school. или The boys are at school.

2. Present Continuous (или Present Progressive).
Для построения этой формы уже недостаточно просто взять глагол, нужно использовать 2 элемента: "
am", "is", "are" (1-й элемент) + к глаголу нужно добавить окончание "ing" (2-й элемент). Например:

The boy is going to school now.
Эта форма применяется, если речь идёт о действии, которое происходит сейчас, в данный момент времени
.

При выборе временной формы между
Present Simple и Present Continuous следует помнить, что следующие слова не используются с окончанием "ing": believe, belong, consist, contain, depend, fit, forget, hate, know, like, love, mean, need, prefer, realize, remember, seem, suppose, understand, want и, поэтому, как только вы встречаете слово из этого списка, то вы сможете построить предложение только в Present Simple.

Даже если речь идёт о том, что происходит сейчас, в данный момент времени, мы вынуждены при использовании этих глаголов говорить так:

- I like this cake. (несмотря на то, что я ем торт сейчас и мне он нравится тоже сейчас, мы не сможем сказать "I am liking this cake." из-за указанного выше ограничения)

- Do you understand me? (я хочу узнать понимаешь ли ты меня сейчас, но у меня не получится построить предложение в виде "Are you understanding me?”, т.к. это невозможно из-за того же самого ограничения)

- I'm sorry, but I don't know where the bus station is. (у меня сейчас хотят узнать, где находится автостанция, но я не могу сказать "I'm sorry, but I'm not knowing where the bus station is.", т.к. это считается грубой ошибкой опять таки из-за ограничения).

3. Future Simple (форма также называется Future Indefinite).
Эта форма является достаточно простой. Необходимо добавить лишь слово "
will" (иногда "shall", но редко) или их сокращенную форму перед глаголом в начальной форме и всё:

- The boy will go to school tomorrow.
- I'll go to school.
- Will you go to school today?
- I will not go to school.
- I won't go to school on Monday.
- I'll be at home.

4. Past Simple (форма также называется Past Indefinite).
Технически эту форму освоить не очень сложно. При построении этой формы необходимо знать, что все глаголы, которые мы можем поставить в простую форму прошедшего времени, делятся на правильные и неправильные. Если глагол находится в такой вот таблице неправильных глаголов, то он, соответственно, неправильный или нерегулярный.
Пособие по английскому
А если его в этой таблице его нет, то с вероятностью 95-99% он правильный или регулярный. Дело в том, что представленный список глаголов в таблице не является полным, но достаточным. Вот, кстати, эта же таблица неправильных глаголов в формате pdf, подготовленная для печати.

Теперь я кратко расскажу как пользоваться таблицей неправильных глаголов. Она также важна как таблица Пифагора в математике. Поэтому, её нужно иметь всегда под рукой и постепенно осваивать. Итак, предположим, что нам нужно переделать предложение "
They understand my idea." из настоящего времени в прошедшее.

Находим слово "
understand" в таблице и затем смотрим на его форму во 2-м столбике таблицы неправильных глаголов, который специально выделен в моей таблице жирным шрифтом. Видим слово "understood" и, таким образом, получаем предложение "They understood my idea".

Теперь переделаем "
The man works in the garden." Пробуем найти слово "works" или "work" в таблице и не находим его. Значит глагол правильный и мы просто добавляем окончание "ed" и получаем предложение "The man worked in the garden.”

В стандартной таблице вы не найдёте как будут в прошедшем времени слова "
am", "is" или "are", а в моей таблице они расположены рядом с глаголом "be". А словам "can" и "must" вообще не место в этой таблице, но я их добавил для удобства.

А для чего нужен третий столбик таблицы неправильных глаголов? Он нужен для построения страдательного залога и для временных форм типа "
Perfect".

5. Present Perfect
Для построения формы берём служебные глаголы
"has / have", которые никак не переводятся в данном случае, и добавляем форму глагола из третьего столбика таблицы неправильных глаголов, если глагол неправильный, или добавляем окончание "ed", если глагол правильный.

Например, предложение "
They understand my idea." трансформируется в "They have understood my idea.", а предложение "The man works in the garden." в "The man has worked in the garden."

На вот это странице моего сайта описаны Правила употребления "
Present Perfect" с примерами и диалогами. Там же показана разница между формами "Present Perfect" и "Past Simple".

Кстати, а на этой странице вы можете посмотреть пример использования 13-ти временных форм английского языка в действительном (активном) залоге.

c) на предлоги
Они могут быть похожи на те, что в русском языке, но могут и отличаться.

Например, можно сказать так и предлоги совпадут.
The pen is on the table. - Ручка на столе.

А в следующей паре предложений они уже не совпадут с нашей точки зрения.
Look at me. - Посмотри на меня.

В следующем примере предлоги есть, а в нашем языке они не нужны.
I'm waiting for you. - Я жду тебя.
I'm listening to the radio. - Я слушаю радио.
I'm interested in politics. - Я интересуюсь политикой.

А бывает и наоборот.
I speak two languages. - Я говорю на двух языках.

d) артикли
Хотя в русском языке артиклей нет, их можно перевести примерно так:
Yesterday I met a girl. - Вчера я познакомился с какой-то девушкой.
The girl is very beautiful. - Та самая девушка очень красивая.
I love the girl. - Я люблю эту самую девушку.

Поскольку артикли встречаются почти в каждом предложении, то их понимание приведёт к повышению уровня ваших знаний примерно на 10-15%. Особенно это будет ощутимо при прослушивании, т.к. вместо всякой ерунды вы будете понимать, что в данном месте предложения находится артикль, а не что-то важное из-за чего можно зависнуть.

e) на всякие "мелочи", в т.ч. вышеупомянутые
Найдите по одной ошибке предложениях. Под каждым предложением, прилагаю ответы для удобства.

- Hello. I Andy Jones.
- Hello. I am Andy Jones.

- I’m university student.
- I'm a university student.

- He’s a airline pilot.
- He's an airline pilot.

- She’s the good cook.
- She's a good cook.

- It’s time get up.
- It's time to get up.

- Louise is arrive today.
- Louise is arriving today.

- She’s going to study in university.
- She’s going to study at university.

- Take care her at the university.
- Take care of her at the university.

- Where are you fly today, Dad?
- Where are you flying today, Dad?

- Arthur’s a hurry.
- Arthur's in a hurry.

- I’ see you next week.
- I'll see you nest week.

- Did you painted it?
- Did you paint it?

- How is your mother and father?
- How are your mother and father?

10) Смотрите новостные каналы, когда ваш словарный запас будет около 1000 слов и выше:
-
Reports from around the World от Deutsche Welle (средний уровень сложности)
-
Made in Germany от Deutsche Welle (средний уровень сложности)
- Technology & Science Corner on BBC - научно-технологический уголок Би-би-си (уровень сложности - выше среднего).

11) Слушайте радио. На моём сайте есть три варианта: простой, средний и сложный.

12) Смотрите учебные сериалы, короткометражные фильмы на английском языке сначала с субтитрами, а потом попробуйте посмотреть их без субтитров. Если фильмы сложны, то рекомендую посмотреть мультсериал "Peppa Pig". Кстати, он входит в одну из моих учебных программ, но только после окончания вот этого учебного сериала.

13) Ознакомьтесь с ответами на вопросы в разделе "Вопрос - ответ"

14) Найдите собеседника
Не секрет, для того чтобы заговорить по-английски нужен собеседник. У меня есть забавная статья Как найти собеседника или мысли материальны. Ну, а если не хотите терять времени на поиски, то обращайтесь ко мне. У меня широкий кругозор и я могу поддержать беседу по многим направлениям: политика, экономика, игры, изучение языков, воспитание детей, поиск работы, музыка, информационные технологии, спорт, стихи, книги и т.д.

Желаю вам успехов.
тел. +7 918 763-90-56 (задавайте вопросы в WhatsApp в любое время)